Реактивная артиллерийская установка БМ-13 или Боевая машина «Катюша»

Реактивная артиллерийская установка БМ-13, она же боевая машина «Катюша», была запущена в серийное производство аккурат накануне Великой Отечественной войны: 21 июня 1941 года. И уже в первые дни сражений была успешно применена на поле боя. Это «секретное оружие русских» настолько поразило немцев, что они в буквальном смысле начали за ним охоту и даже объявили большую награду тому, кто сможет его добыть…

Однако не обошлось без сложностей, ведь эту грозную установку нужно было на чем-то возить. Вначале для этого использовался автомобиль ЗИС-5. Но справлялся он со своей задачей неважно. С двигателем мощностью 73 лошадиные силы вкупе с маленькой грузоподъемностью «полуторка» не вытягивала тяжелую рамную конструкцию на фронтовом бездорожье. Кроме того, стрельба с кузова ЗИС-5 в силу конструктивных особенностей могла осуществляться только в положении поперек. Автомобиль при этом сильно раскачивался, что не лучшим образом отражалось на точности попадания.

боевая машина катюша
Боевая машина «Катюша» на базе ЗИС-5

Усовершенствованный грузовик ЗИС-6, которым решили заменить «полуторку» улучшил ситуацию ненамного. Усиленная рама и два задних ведущих моста обеспечили лишь большую проходимость. Однако в остальном, особенно в скорости передвижения, значительных изменений не произошло.

боевая машина катюша
Боевая машина «Катюша» на базе ЗИС-6

Ситуация разрешилась в конце 1941 года, когда с американского конвейера сошли трехосные армейские «Студебеккеры» US-6. Значительная их часть в разобранном виде отправлялась в СССР. Собирали автомобили и монтировали установку БМ-13 на заводе ЗИС. Более мощный двигатель мощностью 95 лошадиных сил и ведущий передний мост смогли придать «Катюше» необходимую мобильность. В таком виде боевая машина «Катюша» прошла всю Великую Отечественную войну.

боевая машина катюша
Боевая машина «Катюша» на базе «Студебеккера»

autoreview

You May Like